09.12.2015, 10:46

Допущен или нет? Вот в чем вопрос

2 декабря ковровские старшеклассники зашли в пункты приема экзаменов (ППЭ) и в десять часов утра приступили к написанию итогового сочинения по литературе, которое в случае успеха станет допуском ко всем экзаменам.
Допущен или нет? Вот в чем вопрос
ППЭ: стоп-кадр
Напряженные юношеские лица. Фигуры, застывшие на пороге школы, как перед стартом. В руках у них листки с инструкциями по поведению на ЕГЭ и раскрытые паспорта. Конечно, строгий пропускной режим и предстоящие испытания действуют на выпускников угнетающе. Особенно на первом экзамене. Особенно на тех, кто не проходил раньше огонь, воду и медные трубы: в смысле, не участвовал в предметных олимпиадах, в серьезных интеллектуальных и спортивных состязаниях.
Не случайно каждый год учителя русского языка и литературы провожают своих воспитанников до самого крыльца ППЭ. Дальше им вход строго закрыт. Картина волнующая, трогает за душу... Вот, двигаясь к дверям школы, ребята облепили своего учителя, в последний момент пытаясь уточнить имена каких-то литературных персонажей или вспомнить крылатые фразы. Другой учитель придерживает за плечи девочку, заходящую в ППЭ последней. Очень та переживает. Звучит напутственная фраза: «Дети, помните: у вас есть орфографический словарь!».
Эта неподъемная глыба литературы
Проводив учеников, педагоги не спешат расходиться и продолжают экзаменационную тему. Система проведения сочинения как допуска к экзаменам была обкатана в прошлом году. В этом никаких новшеств не ввели. Учителя-словесники не против, что сочинение по литературе их ученики пишут в середине года. «Конечно, времени на подготовку у нас меньше, чем у других учителей. Это одна сторона медали. А другая – старшеклассники имеют возможность дважды пересдать сочинение и подробнее проштудировать другие дисциплины. Не надо забывать, что им предстоит еще сочинение по русскому языку, эссе по истории, и у каждой работы своя специфика».
Как известно, пять общих направлений для сочинения по литературе были даны заранее. Пять конкретных тем для каждого региона объявляют непосредственно на экзамене. Ныне наши дети рассуждали на темы: «Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?», «Какие качества раскрывает в человеке любовь?», «Когда хочется остановить мгновение», «Что дом может рассказать о своем хозяине?», «Чтение литературного произведения – труд или отдых?».
Главное здесь – выбрать подходящую для себя тему и преподнести ее в нужном ключе на основе литературных произведений, при этом используя не менее 350 слов. Зачастую за день-другой до часа Х у старшеклассников сплошная каша в голове. Три кита, которых ученикам, родителям и учителям надо холить и лелеять, чтобы хорошо написать сочинение. Первое: читать книги не скопом, а постепенно. Второе: не бояться высказывать свою точку зрения. Третье – должна быть система подготовки, работа с текстом во время изучения всего курса литературы. Советы эти не новы. Из уст педагогов они звучат всегда.
Какие же герои близки современным детям? По-разному. Педагоги не скрывают: традиционно это фонвизинский недоросль или капитанская дочка Пушкина, а кто-то из молодежи «Войну и мир» перелопатил и о взглядах Пьера Безухова размышляет. Во время подготовки из современной литературы ученикам предлагались рассказы Андрея Геласимова «Нежный возраст» и «Чужая бабушка». Читали также Татьяну Толстую. Стоят ли современные книги внимания, школьники расскажут в своем сочинении. Если, конечно, рамки темы позволят.
Родительское мнение: ложка дегтя
Любой из родителей желает, чтобы его ребенок получил от школьного образования максимум.
«Моя дочь сейчас в седьмом классе. Не за горами экзамены, а за школьные годы написано не так уж и много сочинений. Вдруг научиться не успеет? И потом, вторая четверть короткая, а школу закрывают то на олимпиаду, то на ЕГЭ. Знаю, сегодня, кроме нашей, пять школ принимают только одиннадцатиклассников и никого больше, хотя они над сочинением трудятся всего четыре часа. Много уроков другие дети теряют, причем не только по русскому языку и литературе».
Учителя отвечают, что есть определенные нормы, которые устанавливают количество сочинений в год. Школьная программа обязательна к исполнению. Да, часов не хватает для отработки навыка письменной речи, особенно на уроках литературы. Да, хотелось бы бОльшего количества. Но деваться некуда.
А закрытые школы... Правила устанавливают не в Коврове.
Поскольку русский язык и литература – предметы значимые, пользуясь случаем, родители просят учителей-словесников как можно чаще выходить на родительские собрания и не пренебрегать личным контактом.
Только бы «зачет»...
С нетерпением мы дожидались, когда из дверей ППЭ выйдут счастливцы, сбросившие с себя груз первого экзамена. Как все прошло? Тяжела ли шапка Мономаха? Ребята охотно делились впечатлениями.
«Я остановился на теме «Жизненный путь – постоянный выбор», приводил в пример «Братьев Карамазовых» Достоевского. Не знаю, подходящую ли взял тему. Все-таки настроен оптимистично. Страшновато было, что не успею, но сдал сочинение досрочно».
«Честно, я сейчас то ли в нирване, то ли в ауте. Точно скажу, когда выясню, получила ли зачет».
Сочинение по литературе писали 610 юных ковровчан. Проверят их работы учителя городских школ, прошедшие спецподготовку. Результаты – зачет или незачет – будут известны 15 декабря. Вузы могут затребовать скан-копию сочинения любого выпускника для самостоятельной оценки и начисления абитуриенту дополнительных баллов.
Очень бы хотелось, чтобы свидание ребят с сочинением по литературе не переносилось на 3 февраля и уж тем более на 4 мая – таковы сроки пересдачи. В оставшиеся полгода им есть чем заняться. А об итогах этого испытания и выводах ковровской экзаменационной комиссии читайте позже на страницах «КВ».
О. АРТЕМЬЕВА

Фото с сайта управления образования

Оставить комментарий
С этими ЕГЭ страшно за психику старшеклассников. Тут услышал разговор семиклассников, они уже сейчас боятся сдавать ЕГЭ. Может, стоить взять и отметить такую форму сдачи экзамена. Вот у нас было два письменных экзамена (сочинение и математика) и 5-7 устных. Да, переживали, но до обмороков и мыслей о суициде не доходило...