30.12.2015, 08:44

Обычные вопросы налоговому боссу

Федеральная налоговая служба отметила свое 25-летие. Ковровская инспекция ФНС №2 к этой дате приурочила открытие нового операционного зала. Торжество посетил руководитель управления ФНС по Владимирской области Сергей Кошелев. А затем главный налоговик области появился в общественной приемной губернатора, где был запланирован прием ковровчан по личным вопросам. Сказать по правде, народу на прием пришло немного, так что у Сергея Александровича наш-лось время для ответов на вопросы представителей СМИ.
– Ковровская ИФНС №2 в этом году добилась неплохих показателей. План по поступлениям в городской бюджет выполнен на 102%, дополнительно перечислено 50 млн рублей. Какова налоговая картина по области в целом?
– По области мы имеем положительный рост по сравнению с прошлым годом и с планом текущего года на 2-3%. По налогу на прибыль произошло увеличение на 3%, по налогу на доходы физических лиц – на 4,5-4,8%. Удельный вес Ковровской инспекции в общем объеме налоговых поступлений – 13%.
Это без учета налогов ваших крупных предприятий.
Снижение у нас произошло только по акцизам на ликероводочную продукцию в связи с закрытием Александровского ЛВЗ и уменьшением реализации по пиву.
– В этом году срок уплаты имущественных налогов был сдвинут на месяц. Заплатить нужно было не до 1 ноября, как раньше, а до 1 октября. По истечении крайнего срока налоговики забили тревогу – были большие неплатежи. Как изменилась ситуация за прошедший месяц?
– Не могу не поблагодарить налогоплательщиков. По сравнению с прошлым годом имущественных налогов поступило больше. На сегодняшний момент сбор составляет 77-78%. Наша задача – до конца года приблизиться к 85%. Есть анализ должников. Должников с начисленными налогами более 500 тысяч рублей знаем поименно. Это не последние люди в области, и у них не малосемейка, не шесть соток земли, не автомобиль «копейка». Сейчас таких должников – 25 человек, было – 40.
По Ковровской инспекции на 1 октября была задолженность 130 млн рублей (с учетом Вязников и Гороховца), на сегодняшний момент – 64 млн рублей. Ежедневно погашается 1,7-1,8 млн рублей.
– Из ваших слов ясно, что налоговая дисциплина граждан планомерно растет, а что можно сказать о налоговой дисциплине предпринимателей, бизнеса?
– Через Законодательное собрание провели законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе. Касается он налоговой тайны и позволит нам быть более открытыми в диалоге с бизнесом. Будем вам более интересными, поскольку сможем говорить о налоговой нагрузке. Бывает, читаю откровения иного бизнесмена, что он налогов заплатил чуть ли не 200 миллионов, а сказать в ответ ничего не могу, хотя вижу, что налогов набирается не более 2 млн вместе с НДФЛ. Надеюсь, что с нового года это право нам дадут. Тогда мы сможем говорить о том, что на его предприятии официально выплачивается зарплата в 3 тысячи рублей.
Мы пытаемся создавать конкурентную налоговую атмосферу. Трогать вершину айсберга, прессовать ее до бесконечности невозможно. Есть еще и его нижняя часть, масса плательщиков, которых в хорошие «жирные» годы мы не трогали. Тот малый бизнес уже вырос из маленьких штанишек, но продолжает использовать прежние схемы ведения бизнеса. В области из 39 тысяч предприятий только 99 официально имеют выручку более 800 тысяч рублей, из них 54 относятся к крупнейшим предприятиям (более 2 млрд рублей). Все остальное – это малый бизнес. Согласен, что малый бизнес первый год может и не платить налоги, на второй год заплатит 2%, на третий – 6%, пока не вырастет до определенного уровня. Приходит время, и он перерастает пределы (60 млн рублей, 100 млн рублей в год). Есть ИП, у которых, если собрать весь их бизнес, оборот подходит уже к миллиарду. Но они по-прежнему сидят на ЕНВД или на упрощенной системе налогообложения, раздробив бизнес между детьми, родственниками, имущество регистрируют на других людей.
Сейчас идет детальный отбор плательщиков для проведения контрольных мероприятий. Сделано 108 выездных проверок, а 10 лет назад их было 2100, но при этом сумма доначислений увеличилась в 35 раз.
– В муниципальном бюджете осталось не так уж и много источников пополнения доходной части. Основным из них является НДФЛ. Поэтому так много говорится о борьбе с серыми зарплатами. Какова сейчас ситуация с этим негативным для бюджета явлением?
– Не берусь сказать, какая часть плательщиков прибегает к выплатам зарплаты в конвертах. Сколько бы мы ни боролись, всякий раз есть плательщики, где-то 3-4 тысячи, которые показывают зарплату меньше 3 тысяч рублей. Боремся, уменьшаем их количество, а на следующий год берем анализ – появились новые. Вот цифры по Коврову. На комиссию по легализации заработной платы были вызваны 200 налогоплательщиков. После этого в бюджет дополнительно поступило 2,1 млн рублей. В прошлом году доначислили около 850 тысяч рублей НДФЛ. Налоговая нагрузка не является обременением, и бизнес это признает. Его больше беспокоит фискальная нагрузка со страховыми взносами в пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование.
– Какие прогнозы по налоговым поступлениям на следующий год?
– Сложно сказать. В экономическую жизнь вплетаются и политические моменты. У нас есть совместные предприятия, иностранные инвестиции, филиалы. Кстати, в этом году филиалы себя плохо ведут. Если наши плательщики в совокупности дали прирост, то филиалы – снижение около 30%. Но мы не провалились в поступлениях в 2008-м, держимся и сейчас.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий