14.03.2017, 09:56

Алло, «скорая»?

В редакцию обратился житель Коврова с жалобой: 12 февраля он вызвал «скорую помощь» для своей супруги, у которой подскочило давление. Через несколько часов ожидания «скорая» так и не приехала, и он отменил вызов.
Алло, «скорая»?
Незадолго до этого в сводке департамента здравоохранения сообщалось о двух фактах нападения на работников Ковровской станции «Скорой помощи». В одном случае подвыпивший пациент избил водителя «скорой», который помог ему дойти до приёмного отделения ЦГБ. В другом – пьяный подросток в карете «скорой помощи» крайне агрессивно угрожал медицинским работникам.
Существует ли связь между этими инцидентами? Размышление стало поводом для беседы с главным врачом Ковровской станции «Скорой медицинской помощи» Александром Коптевым.
– Александр Михайлович, дефицит кадров в «скорой» был всегда, а теперь, надо полагать, появился ещё один фактор, влияющий на выбор места работы?
– На настроении коллектива данные случаи нападения не отразились. Закончились они благополучно, хотя водитель, пострадавший от пьяного хулигана, продолжает лечение.
А вообще, кадровая ситуация такова, что при наличии 23 автомобилей на линию ежедневно выходит 10-12 бригад. Неукомплектованность составляет более 50%. Но текучки нет, большинство сотрудников работает у нас годами.
– С дефицитом кадров ситуация ясна. Что ещё сказывается на времени ожидания «скорой»? Ведь вызывающих мало волнуют проблемы, они в панике, когда их близкие страдают и нуждаются в помощи.
– Все вызовы «скорой помощи» в соответствии с приказами Минздрава подразделяются на экстренные, когда жизнь пациентов находится под угрозой, и неотложные, когда такой угрозы нет. К счастью, большинство вызовов относится к последней категории. Норматив приезда «скорой» по экстренным вызовам – 20 минут, по неотложным вызовам норматив ожидания не установлен.
Когда происходит серьёзное ДТП, пожар или несчастный случай, «скорая» выезжает к пациенту немедленно. Обратившиеся с высокой температурой или со скачком давления попадают в обычную очередь. При этом особое внимание уделяется детям и беременным женщинам. В среднем в сутки в Коврове и районе происходит около 150 вызовов, но день на день не приходится – в период резкого изменения атмосферного давления или во время эпидемий число вызовов значительно выше. Порой бригады даже не успевают возвратиться на станцию, чтобы пополнить запас лекарств. Так, 12 февраля ковровчане позвонили в «скорую» 209 раз. То есть на каждую бригаду пришлось более 20 вызовов. Этим и вызваны ожидания.
Время ожидания зависит и от городских властей и управляющих компаний. Если районные власти обеспечивают такую уборку, что без проблем можно подъехать к любому дому в любой деревне, то в самом Коврове машины «скорой помощи» порой вынуждены пробираться через снежные торосы, а то и вовсе останавливаться на углу дома у снежного завала.
– Но как по телефону определить экстренный или неотложный вызов поступил и принять правильное решение?
– Диспетчеры «скорой» – высококвалифицированные сотрудники, которые могут оценить состояние больного. К слову, число больных с инфарктом в последнее время несколько уменьшилось, а вот число пациентов с инсультом остаётся стабильно высоким. В день приходится оказывать помощь больным с острыми приступами инсульта от трёх до семи раз.
Диспетчеры, в случае ожидания бригады, не остаются безучастными, они дают рекомендации по приёму препаратов, чтобы стабилизировать состояние больного.
Все «хронические» больные прекрасно знают, какие препараты им назначены, и должны иметь их под рукой. В любом случае мы никому не отказываем в приезде бригады. Я бы разделил таких пациентов на две категории. Тех, кто, понимая загруженность бригад, стабилизировав состояние самостоятельно, отменяет вызов. И тех, кто сообщает о том, что «всё уже нормально», когда бригада прибыла на место. За год безрезультатных вызовов, при которых обратившимся в «скорую» помощь медиков не понадобилась, набирается до полутора тысяч.
– Как сказалась на работе службы реорганизация 2015 года, когда к городской «скорой» была присоединена районная? Жители района оценивают это по-разному...
– Машины «скорой», работавшие в районе, были приписаны к участковым больницам в Иваново-Эсино, Клязьминском городке, Больших Всегодичах и Мелехово. В 2015 году на основании приказа департамента здравоохранения участковые больницы перестали существовать как стационарные и содержание при них пунктов «скорой» посчитали экономически нецелесообразным. Уровень оснащения автомобилей, обслуживающих район, тоже был невысок. К тому же у районных бригад не было прав на применение наркотических средств, да и уровень квалификации медперсонала не всегда соответствовал новым требованиям. После реорганизации на Ковровскую станцию «Скорой помощи» легла обязанность по обслуживанию территории, на которой проживает более 170 тысяч жителей. Была надежда пополнить коллектив городской «скорой» за счёт высвобождаемых медиков в районе, но большинство их предпочло работу в участковых больницах и ФАПах.
Главным плюсом реорганизации стало то, что вся экстренная медицинская помощь стала не просто доступной, а высококвалифицированной. Все имеющиеся автомобили класса «В» и «С» сегодня оснащены всем необходимым оборудованием, вплоть до реанимационного, хотя врачи реаниматологи на линии не работают. В декабре прошлого года и в январе этого на Ковровскую станцию поступило несколько новых автомобилей. Задержек в поставках лекарств для оснащения укладок также нет – в соответствии с нормами около 160 наименований препаратов.
Будем надеяться, что после прочтения материала наши читатели будут терпимее к ожиданию «скорой помощи», диспетчеры и пациенты научатся слышать и уважать друг друга. Городские власти и управляющие компании позаботятся о состоянии дорог, а водители научатся уступать полосу движения каретам «скорой», спешащим на вызов.
Я. КАБАНОВ

P.S. После нашего звонка руководство станции «Скорой помощи» провело внутреннюю проверку по жалобе нашего читателя. Что касается нападения на работников неотложки, в обоих случаях данные были переданы в полицию.

Оставить комментарий